(3 декабря 2015) Нурлатская гимназия имени Героя Советского Союза М.Е.Сергеева приняла гостей. На свой районный рабочий семинар «Национальная культура и нравственное воспитание личности» собрались заместители директоров школ района.
С утра в гимназии было заметно особое оживление: параллельно с уроками по расписанию готовили выставки, украшали Актовый зал, классы и фойе. То здесь, то там появлялись дети в национальных костюмах, слышалась музыка- это отрабатывали последние «штрихи» классных часов и концертных номеров. Учителя заметно волновались, ведь программу наметили очень насыщенную, разнообразную. Перебрали десятки предложений, выслушали советы и наставления. Очень хотелось показать лучшее, что уже есть в традициях гимназии. Справимся ли? Все ли получится?
Выслушав многочисленные отзывы, после подведения итогов и обсуждений, можно было сказать без ложной скромности: «Получилось!».
В последний год мы часто говорим о внедрении ФГОС в образовательных учреждениях. Среди требований, предъявляемых к школе, наряду с задачей качественного образования, немалая роль отводится воспитанию истинных патриотов своей Родины. Чтобы исключить националистический подход к патриотизму, школы проводят работу, направленную на объединение различных национальностей. Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость каждой национальной культуры. Истинный патриот любит свою Родину, свою нацию, не унижая и не оскорбляя другие народы, независимо от их этнической принадлежности.
В гимназии создана воспитательная система, направленная на повышение интереса к изучению национального языка, на развитие личности ребенка. Реализация национально-регионального компонента происходит не только в учебном процессе, но и во внеклассной и внеурочной деятельности: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов Татарстана, с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, с историко-географическими и природоведческими особенностями республики. Важным направлением в воспитании национальной культуры является обращение к народному творчеству.
Для разностороннего развития ребенка используется дополнительное образование: творческие объединения художественно-эстетического цикла «Юный дизайнер», «Веселые каблучки», «Умелые ручки», «Квиллинг».
Работа семинара началась с экскурсии по выставке «Халкыбызнын кунел бизэклэре»(!). Под руководством Кутузовой Н.П. девушки, которые посещают ее кружок, изготовили целую серию национальных костюмов; из подручных материалов смастерили народные куклы, обереги и многое другое. Не случайно, эти талантливые девочки становились неоднократными призерами различных конкурсов. Работы с использованием народных орнаментов детьми выполняются и на занятиях творческого объединения «Квиллинг». Орнаментальная основа народного искусства доступна и интересна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. А народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа. Опытный педагог-хореограф Аглиуллина Г.А. вместе с коллегами с ДШИ подготовила со своими питомцами танцы народов, проживающих в нашем районе. Они заметно украсили встречу наряду с национальными песнями, которые дети исполняли с удовольствием.
В пяти классах – во 2Б, 4Г, 6А, 8Б, 9А -классные руководители Зиганшина Ф.Ю., Краснова О.П., Авдушкина Н.А., Гибадуллина Г.Ш., Садыкова Е.В. провели замечательные, содержательные классные часы. До ребят старались донести, что в опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свои неповторимые, добытые собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией традиции и обычаи, которые надо хранить всем вместе. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально. Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим.
Прекрасно вписались в программу семинара и концерт»Дуслык купере», и спектакль татарского драматического кружка учителей гимназии.
Завершая работу семинара, зам.начальника по образованию Нурлатского муниципального района Э.М.Шагаева отметила, что тема семинара очень актуальна сегодня и выбрана не случайно. Радует то, что он прошел на высоком уровне.
Бесспорно, коллеги, принявшие участие в работе семинара, унесли с собой самые добрые и яркие впечатления. В этом немалая заслуга учителей гимназии, которые работали под руководством своих неутомимых творческих завучей – Гайнуллиной Э.Х. и Евлейкиной Т.Ю.